среда, 23 июня 2010 г.

Agrigento, Scala dei Turchi, Eraclea Minoa

Все наши друзья и родственники уехали в Москву, а мы решили немного задержаться. Это решение мы принимали в пятницу, когда погода здесь ещё была очень теплая, а в Германии, куда мы собирались ехать, было холодно и дождливо.
Наш домик оказался свободным на всю неделю и мы продлили аренду на 4 дня. Погода ухудшилась, но здесь всё равно очень приятно, да ещё и инжир начал созревать :-)
Вчера мы отдыхали дома, погода так и не улучшилась, а сегодня решили всё-таки съездить за солнцем. Прогноз погоды выглядел следующим образом: на всём северном побережье от Палермо до Мессины ветер, +20 и временами дожди, на западном побережье в районе Таормины и Катании ветра почти нет, тепло и солнечно, а также ясно и тепло (+28) на всём средиземноморском побережье Сицилии. Видимо сильные ветра редко бывают в районе побережья Ионического моря, так как тут со всех сторон много гор, и именно поэтому большинство популярных курортов расположено именно тут.
Мы решили съездить погреться в Агридженто, который находится в центре южного (средиземноморского) побережья Сицилии. Ехать туда 260 км в одну сторону, но другой возможности погреться не было :-)
Сначала мы ехали по привычной трассе вдоль северного побережья до Чефалу, в районе которого дорога поворачивала в глубь острова. Мы заплатили только за дорогу до Чефалу, а дальше вся дорога во внутренней части Сицилии и на юге оказалась, к нашему удивлению, бесплатной.
Центральная часть Сицилии - это низкое плоскогорье, холмистая местность без доминирующих вершин, дорога проходит на высоте около 400 м над уровнем моря. Холмы с камеснистой известняковой почвой практичсеки голые и выжженные солнцем, а их наиболее пологие части используются под сельскохозяйственные нужды. Пшеницу, судя по всему, убрали уже давно, на поле остались лишь характерные валики из соломы. Местность пустынная, селения встречаются редко, машин мало, но дорога по-прежнему очень хорошего качества.
Через 3 часа мы добрались до Агридженто, где планировали посетить знаменитую долину храмов. Погода оказалась действительно существенно лучше, чем у нас на севере в Патти, было около 28, но изнуряющей жары не было. Как и с любыми руинами, в Агридженто нужно ехать с хорошим воображением и исторически подкованным. Чтобы получить удовольствие от прогулки, здесь нужно представлять себе могущественный древнегреческий город Акрагант, существовавший более 25 веков тому назад, с населением свыше 200 000 человек. Свои храмы они строили на возвышенности, чтобы их хорошо было видно ото всюду, в том числе и прибывающим с моря. Поэтому главное достоинство этого археологического парка - его живописное местоположение. Со всех площадок открывается вид на море. Здесь особенно красиво весной, когда цветут миндальные деревья, растущие повсюду. Сейчас рядом со многими из них можно найти первобытные орудия труда и многочисленные расколотые скорлупки - камни древних стен и некрополя как нельзя лучше подходят для раскалывания миндаля :-). Все храмы были построены из местного известняка, который довольно легко крошится. Практически все храмы были разрушены в ходе многочисленных войн, повезло лишь храму Конкордии, который был перестроен в христианскую базилику и лишь благодаря этому сохранился. В этой долине находился самой большой в эллинском мире храм - это храм Зевса Олимпийского. Сейчас от него осталось лишь обширное основание, осколки колонн и фрагменты атлантов, поддерживавших своды. Реконструкция свидетельсвтует о том, что некогда колонны были такими, что обхватить их могли лишь 15 человек, взявшихся за руки. Как и ожидалось, очень уютным оказался прилагающийся археологический музей. По дороге к музею можно полюбоваться храмами с высоты. На территории есть хорошо сохранившийся маленький амфитеатр, а внутри много интересных находок их храмовой долины и окрестностей. Особенно красивы расписные вазы хорошей сохранности, найденные в некрополе, изящные римские шлемы (римляне захватили город уже во 2 веке до нашей эры и больше его не сдавали) и оригинал воссозданного гиганта-атланта.
Затем мы отправились осматривать природные достопримечательности подережья. Scala dei Turchi,  "турецкие ступени", белосняжная скала, спускающаяся прямо в море, образующая ступенчатые уступы и несколько платформ в море. Здесь же находится популярный одноименный пляж. К сожалению, купаться здесь в данный момент оказалось практически невозможным. Песчаная бухта со множеством крупных острых камней, в том числе и в воде, была заполнена мусором и водорослями, а с моря набегали мутные большие волны. В сезон здесь есть организованный пляж с ресторанчиками, но сейчас всё огорожено и закрыто, а немногочисленные желающие позагорать пробираются через традиционную дырку в заборе :-) На высоком берегу несколько рядов домиков, многие из которых, похоже сдаются, но нам там понравилось меньше, чем в Патти. Тут очень мало растительности и пейзаж за домами весьма унылый, да и что может сравниться с лимоновым садом :-).
Мы также заехали на пляж в Eraclea Minoa, рекламируемый во всех путеводителях. Здесь песчаный пляж без камней, с одной стороны обрамлен высокими известнчковыми утесами, а с другой стороны к воде спускается сосновый лесок, дающий приятный аромат. Сосны огорожены, там, похоже, территория кемпинга. В хорошую погоду здесь должно быть приятно купаться, но, наверное, довольно многолюдно. На обратном пути в центре острова за низкими холмами мы видели доминирующую вершину Этны.